Бизнес-этика

Вот чего в Новой Зеландии хватает, так это бизнес-этики. Ей специально даже государственное значение придали. Есть и вебсайт, этому посвящённый (правда указанный вебсайт соединяет почему-то два понятия "бизнес-этика" и "развитие" в какое-то единое понятие, малопонятное поначалу, но, если почитать, то сразу становится яснее). Ведь ежу же понятно, что "этическое и долговременное развитие есть... хороший бизнес" (Ethical and sustainable development is good business.). Впрочем, не будем особо отвлекаться от рассуждений, написанным пером, обратимся лучше к практике, ибо только она со всей очевидностью показывают, кто в доме есть ху, и как идут дела, независимо от слов.

В государственных учреждениях вас никогда не оскорбят пренебрежением или отсутствием внимания. С одной стороны это видится как бы совсем хорошо, но не следует забывать, что и правилами вас могут запутать так, что мало не покажется. Поэтому приторная вежливость и улыбка - это не ещё не есть знак того, что в вас видят человека, а не функцию. Впрочем, такое происходит не только в Новой Зеландии, это вообще родовая примета так называемого "западного" мира.

В коммерческих учреждениях вас тоже никогда не оскорбят занудством или косым взглядом, хотя коммерсанты в общем-то вам ничего не должны (в отличие от госслужащих - т. с. "слуг народа", существующих на налоги и на которых можно и управу сыскать!), но это-то и понятно, ведь коммерсант и его покупатель - это два лепших друга. Один хочет купить, ну а другой - продать. Идиллия.

В отношениях же людей одной коммерческой структуры и государства, или одной коммерческой структуры и другой - увы, нельзя найти благородную долю этики под благообразием всё тех же белоснежных улыбок. Решает всё, увы, другое. Целесообразность, мотивация персонала, личные качества людей (и даже их симпатии и антипатии), а также обыкновенная сосредоточенная нравственность.

Наиболее ярко бизнес-этика проявляется на самом низовом уровне, вдали от всех этих телевизионных голопупсов и брэндовой риторики, в мелких бизнесах и бизнесочках. В них НЕ обманывают совсем уж явно, в них держат слово, в них, в тех, где доход бизнеса зависит от долговременной репутации хозяина действительно относятся к покупателям-потребителям-людям рачительно, радушно и душевно. Как только бизнес перерастает какой-то уровень, как только между хозяином бизнеса и покупателем появляется какое-либо звено в виде секретарши или менеджера - тут с неумолимостью наступления всеобщего раздолбайского капитализма - и наступает тот момент истины, где оскал (а вовсе не улыбка) вполне может скрываться за строгими и вежливыми словами, звучащими премило.

В общем, если кому кажется, что в Новой Зеландии на порядок лучше во многих аспектах, чем в России, то тот вовсе не ошибётся. Следует только различать мелкие нюансы, такие, как камешки на неизвестной вам дороге, по которой вы бежите... босиком. Будьте осторожнее и вдумчивее!

Законы!